Сегодня мы поговорим о пирамиде потребностей Маслоу. Суть пирамиды Маслоу заключается в том, что наши потребности по разному влияют на нашу жизнь и это влияние подвержено очень сильным изменениям в зависимости от той ситуации, в которой мы находимся. Относится этот термин к психологии. А само учение позволяет объяснить многие аспекты человеческого поведения.
Содержание:
- Уровни пирамиды потребностей Маслоу
- Закон возвышения потребностей
- Отражение пирамиды Маслоу на бизнесе
Для меня модель потребностей интересна, в первую очередь, с точки зрения бизнеса. Она дает ответы на многие вопросы об успехах и неудачах, а также об отношении людей к ним.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему большинство людей, начинающих бизнес, не получают то, что хотят?
Я думал над этим вопросом с того момента, как понял, что хочу работать на самого себя. Сначала мне было совершенно не ясно, почему бизнес, который показался мне идеальным решением моих проблем, не подходит большинству людей. Почему они не видят в нем всех тех преимуществ, которые увидел я. Почему-то трудности пугают и отталкивают людей намного сильнее, чем притягивают перспективы.
Так вот, корень проблемы, а одновременно и ее решения я нашел в пирамиде Маслоу.
Уровни пирамиды потребностей Маслоу
Согласно этой теории все потребности человека имеют определенный уровень и подлежат удовлетворению в четкой последовательности. Пока не удовлетворены потребности одной категории, на человека очень мало влияют потребности другого типа. Встречаются две вариации пирамид — из 5-и и 7-и уровней. Они не имеют существенных отличий, просто, иногда, последние 2 уровня не затрагивают, так как до них мало кто доходит. Давайте рассмотрим все уровни этой модели.
1. Физиология
В основе всех потребностей человека лежит то, что требует его физиология. Голод, жажда, сексуальная неудовлетворенность. Это фундамент, на котором основано все существование, без которого не может идти речи ни о чем больше. Сами понимаете, что голодному человеку нет дела до картин Рембранта.
2. Безопасность и комфорт
На втором уровне находится то, что помогает чувствовать себя в безопасности, защищенности и комфорте. Сюда можно отнести стабильную работу, собственное жилье, то есть все то, что позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.
3. Общение и социум
Человек существо социальное и необходимость в общении, а также в принадлежности к определенной группе (к своей стае), лежит в основе третьего уровня. Ключевое значение тут имеет то, что мы не хотим быть одиноки, мы хотим, чтобы нас окружал коллектив людей, имеющих с нами схожие интересы и цели.
4. Уважение, признание, победы
Потребность в уважении и признании находится на четвертом уровне иерархической лестницы. Тут мы хотим побеждать, быть чемпионами, хотим, чтобы о нас все говорили и восхищались. Нам важно не только принадлежать к «стае», нам хочется быть в ней авторитетным и уважаемым человеком. Люди, потребности которых дошли до этого уровня будут ценить почетную грамоту намного сильнее, чем денежный приз.
5. Познание и изучение
Здесь становится интересным процесс изучения нового и достижения новых высот в науке, бизнесе, отношениях. Все что нужно для жизни у человека уже есть, остается удовлетворить природное любопытство.
Всего пирамида содержит 7 уровней, но, чаще всего, описание останавливается на 5-и. Я думаю это следствие того, что мало кто в своей жизни поднимается на последние две ступени, а без этого описать их очень сложно. По крайней мере, я с трудом их понимаю, видимо еще не достиг.
6. Эстетика
Как я понимаю, это ступень, на которой человек имеет представление о смысле бытия и понимает как устроен мир и как все должно происходить для достижения гармонии. Наверное, к этому пришли тибетские монахи, которых мало волнует мирская жизнь — они выше.
7. Я или смысл жизни
Те кто понял, как устроен мир стремятся найти в нем смысл своей жизни, свое предназначение.
Конечно, нет четкого разделения и в любой момент времени потребности человека находятся на многих уровнях, но преобладает всегда та, что находится на ступени ниже.
Закон возвышения потребностей
Закон возвышения потребностей начинает действовать в тот момент, когда человеком полностью удовлетворены потребности одного из уровней. Когда это происходит, в его жизни начинают преобладать стремления, соответствующие следующей ступени в иерархии.
По оценкам Маслоу потребности своей физиологии удовлетворены у 85% людей, в безопасности и комфорте – у 70%, в социальности у 50%, в уважении у 40%, уровня познания достигают лишь 10% людей. Те же, кто достиг двух высших ступеней, исчисляются единицами.
Отражение пирамиды Маслоу на Бизнесе?
Теперь давайте поговорим о том, как вся эта пирамида влияет на бизнес. Если вы приглядитесь внимательнее, то увидите, что бизнес начинается только на 4 уровне. На этом этапе на первое место встает желание побеждать, желание выделяться, быть не таким как все, быть лучше других, желание доказать, что ты достоин большего. Все это сопряжено с рисками, но настоящие предприниматели риска не боятся, так как, не играя, никогда не выиграешь. У них есть мотивация на победы.
По этой причине в бизнес приходят люди уже реализовавшие свои базовые потребности, люди, которые понимают правила игры и принимают их. В случае поражения они способны подняться и двигаться дальше.
Что же происходит, когда в бизнес попадает человек, не достигший 4 ступени? Часть из них хочет заработать на кусок хлеба с маслом, часть ищут стабильные доходы, которых они лишились на обычной работе в период кризиса, часть людей начинает бизнес, потому что модно.
Очевидно, что ожидания таких людей не оправдаются, так как они не готовы принять правила игры, основанные на принципе победа или поражение. Стабильности, комфорта, защищенности в бизнесе не существует. Не существует и коллективизма, так как владелец бизнеса не является своим для сотрудников, а для конкурентов тем более.
Тема этой статьи явно имеет продолжение и, в дальнейшем, я постараюсь вернуться к этому вопросу, а сейчас в качестве резюме я бы сказал следующее.
Бизнес – это не способ утолить голод и жажду, также это не способ получить стабильность. Бизнес – это возможность реализоваться, получить нечто большее, чем все остальные, получить адреналин от риска и кайф от достигнутых результатов. Конечно, он может удовлетворить и потребности 1 и 2 уровней, но это скорее побочный эффект.
Очень интересное наблюдение, Дмитрий! как всегда в точку! Как раз когда люди приходят в бизнес испытывая чувство голода, чаще всего бизнес не строится.
Да — это одна из причин. Не соответствуют потребности человека и возможности бизнеса их удовлетворить. Отсюда так много провалов.
Дмитрий, очень правильный пост у вас! Спасибо! Желательно всем прочитать его! Может, будем более решительными в достижении целей!
А может определимся с вопросом «чего я хочу?»
da klasno skazano realno pryamo v tochky.Dmitrii t? kak vsegda syper
Я считаю, что в бизнес можно прийти для утоления голода, но не поставив другой цели, бизнес будет только для этого, ни о каких амбициях и самореализации речь идти не будет.
«Бизнесмен» будет насыщаться и тусоваться ни о чем больше не задумываясь.
А если цель есть,бизнес становится стартовой площадкой.
В целом очень даже замечательный пример. Есть конечно и в этом правиле исключенния, но в основном так и происходит. Достигнув одного «горизонта» видишь другой и движешся к нему.
Дима, я думаю, что в МЛМ многие не достигают результата и не получают то, чего хотят, потому что СВОБОДА = ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
80% людей не готовы брать на себя ответственность даже за то, что происходит в их собственных жизнях, не говоря уж об ответственности за тех, кто пошел за ними.
Маслоу наглядно преподнёс закон природы. Социальной природы. Как всякий закон природы, он действует, знаем ли мы о нём или нет, согласны мы с ним или нет.
Придти в бизнес для утоления голода, по-моему, можно только по ошибке. У голодного слова «свобода» и «ответственность» скорее всего вызовут лишь недоумение. Технически проще утолить голод, придя на работу. Вот и высок процент неудач среди всех подряд. Действительно, в этом особенность MLM, за которую его часто критикуют.
Ржать можно и подножный корм. Временно. Если ты наметил себе цель, четко к ней идешь и знаешь наверняка, что твоя стратегия верна.
Кийосаки вообще 8 месяцев в машине жил, но не шел работать на дядю, чтобы получить бутерброд. Потому что он знал — пойдешь за бутербродом — засосет навечно.
Замечательная статья, Дмитрий.
Не смогла не откликнуться и продолжить тему — на моем блоге можно прочесть статью «Управление интернет-бизнесом: Пирамида Маслоу и комплекс Ионы» http://karlinskaya.blogspot.com/2010/08/blog-post_10.html.
Ведь Абрахам Маслоу, как один из отцов-основателей Школы поведенческий и человеческих отношений подарил нам еще более глубокую идею — комплекс Ионы. Суто этого открытия — если человек не реализует свои возможности — он будет несчастен всю свою жизнь!
Хорошее продолжение. Свой комментарий оставил.
Дмитрий, я с вами согласен полностью, бизнес это действительно средство достижения целей. Думаю продолжение статьи будет не менее интересным)))
Чудесный пост, эта теория очень помогает упорядочить свои порывы и стремления. Если правильно учитывать свои истинные желания, то жизнь приносит больше радости, спокойствия и удовольствия.
Новый онлайн флэш тест Маслоу – измерение актуализированности /иерархии потребностей: http://www.psi-test.ru/person/maslow.html