Добрый день, дорогие посетители блога. В сегодняшней статье речь пойдет про юзабилити сайта – кто-то считает это направление просто «модной фишкой», но современный интернет-бизнес уже успел оценить все выгоды, которые для него может обеспечить использование данных правил.
В жизни нам свойственно регулярно сталкиваться с чем-то новым и неизвестным. Так и начинающий пользователь, только постигающий азы интернета, узнает неведомые, но захватывающие понятия. Среди них следует выделить и юзабилити сайта. Что же скрывает этот замысловатый термин? Рассмотрим в нашей статье.
Что такое юзабилити?
Если просто перевести это слово с английского, оно означает «способность быть использованным» или «возможность использования». Дословный перевод себя в этом случае не оправдал. На практике юзабилити – это «интуитивная дружественность» интерфейса сайта либо программного обеспечения.
Не совсем понятно? Можно сказать и проще – каждый посетитель, зашедший на сайт или блог, должен легко ориентироваться на ресурсе, вне зависимости от своего опыта пользования интернетом, ему должно быть комфортно и он без труда должен находить все, что нужно.
Современные дизайнеры постоянно находятся в поиске креативных решений, участвуя в своеобразной гонке «вооружений». Казалось бы, все правильно – шаблонность никому не нужна, но… о пользователях также стоит помнить. Ведь не каждый из них может разобраться сразу в массе элементов сайта, которые посчитал необходимыми дизайнер.
Дело, кстати, не в простой заботе о пользователе – ведь от удобства сайта непосредственно зависят поведенческие факторы, играющие не последнюю роль в продвижении ресурса в поисковиках. Имеющаяся сегодня статистика доказывает, что порядка 40 процентов пользователей после плохого опыта с конкретным сайтом на него вновь не вернутся.
Поэтому, крайне важно сделать сайт понятным, если, конечно, его владельцы заинтересованы в расширении целевой аудитории и получении большей прибыли.
Зачем нужно прорабатывать этот элемент?
Несколько лет назад можно было бы наплевать на этот модный термин и продолжать клепать неудобные и корявые сайты. Но, сейчас, при прочих равных условиях битву за поисковую выдачу, а значит и за посетителей, выиграет тот сайт, который будет не только выдавать ценную и уникальную информацию, но и делать это в удобной для человека форме.
В этом и есть ответ на вопрос — вы хотите получать трафик и зарабатывать на нем деньги? Значит, usability вашего сайта должно быть на высоте.
Как улучшить юзабилити сайта?
Определение «юзабилити сайта» в рунете стало синонимом «эргономичности интерфейса» и «удобства пользования». Соответственно, нам необходимо работать над улучшением функционала, добавлением сервисов, удобным расположением кнопок, блоков и прочих элементов.
Например, добавление кнопки «наверх» для сайта (писал про нее здесь), упростит возвращение пользователя к верхнему меню, если статья была длинной и увлекла его глубоко вниз — это тоже улучшение.
Печатных материалов по данной теме пока немного, но вебмастерами накоплен немалый практический опыт, которым мы можем пользоваться.
Правила, улучшающие юзабилити веб сайтов:
- “Правило трех кликов”. Важно, чтобы пользователь мог добраться до любой нужной страницы на сайте не более чем за 3 клика мышью. Если структура сайта сложная, обязательно добавьте хлебные крошки с микроразметкой (сами крошки для людей, а микроразметка поможет поисковикам в формировании привлекательного сниппета.
- Единообразие всех страниц сайта. Меню и элементы управления должны быть одинаковы на всех страницах, тогда пользователи не будут путаться.
- Видимость важных элементов. При разработке сервиса важно не просто обеспечить возможность легко добраться к его основным функциям, но также сделать их сразу заметными для посетителей. К примеру, для досок объявлений на главной странице важно разместить заметную кнопку «Добавить объявление», на других страницах также следует вывести эту кнопку возле списка последних добавлений.
- Релевантность страниц заголовкам. «Пользователь пришел за чем-то, это что-то он должен получить». К примеру, если найдена главная страница сайта по товару, который находится далеко в каталоге, никто искать эту информацию уже не будет. Посетитель просто уйдет, затаив злобу на «обманщиков».
- Приятный дизайн. Оформление страниц сайта должно быть выполнено с учетом особенностей человеческого восприятия — никаких кислотных цветов использовать не стоит, также не стоит использовать мелкий шрифт текста, буквы должны четко выделяться на фоне. Ссылки должны выглядеть как ссылки. Постарайтесь снабдить сайт адаптивным дизайном или мобильной версией.
- Сделайте удобный поиск. Как сделать поиск по сайту от Яндекс смотрите тут.
- Добавьте социальные кнопки. Это позволит посетителям легко делиться понравившимися материалами, затрачивая минимум усилий. Как сделать социальные кнопки в WordPress написано тут.
Это, конечно, далеко не все значимые факторы, но они дают представление о том, в какую сторону двигаться, когда вы будете проводить анализ юзабилити своего или клиентского сайта.
Кстати, нередко посетители сайта сами дают подсказки для улучшения, оставляя комментарии к статьям и отправляя письма вебмастерам. Не стоит игнорировать их замечания, анализируйте и принимайте к сведению — это поможет найти и устранить «слабые места» вашего ресурса.
Анализ «дружественности» интерфейса сайта нужно проводить для любого ресурса. Расширить свой кругозор можно благодаря специализированным форумам, поискать тематические статьи или, просто, представить себя рядовым посетителем — взглянуть на сайт с клиентской стороны.
Если говорить о платных методах подобного аудита, то можно воспользоваться услугами seo компаний, которые можно найти в интернете по соответствующим запросам.
С ростом влияния поведенческих факторов на ранжирование сайтов в поиске, юзабилити сайта будет приобретать все большее и большее значение. И это правильно, так как улучшение сайта для пользователей, напрямую влияет на его полезность.
Дмитрий, я читал, что поисковикам нравится, когда люди проводят много времени на сайте. Но если упростить поиск информации — они будут находить все быстрее — будут проводить меньше на сайте — будут хуже ПФ.
Так или я что-то не понял?
Для разных типов сайтов «правильные» поведенческие факторы имеют разное значение. Поисковые роботы знают, что служба вызова такси отличается от блога или развлекательного портала.
Поэтому, если людям удобно, значит и поисковикам понравится.
Добрый день, Дмитрий подскажите я правильно поняла из вашей статьи, что чем проще сайт, тем лучше? А как же тогда все эти дизайнерские штучки? Ведь хочется чтобы твой сайт был необычный и красивый отличался от других.
Простота в эксплуатации не противоречит красоте. Это значит, что красивый дизайн не должен наносить ущерб юзабилити сайта. Сайт может быть красивым и удобным одновременно.