Приветствую, друзья. Сегодня подробно разберем еще один финансовый термин – ликвидность, он часто звучит в телевизоре и деловой прессе. Понимать, что такое ликвидность важно не только для экономистов, но и для каждого частного инвестора – это поможет правильно распределить средства по разным типам активов.

Что такое ликвидность

Содержание:

В статье разберем что такое ликвидность в разных сферах, какие бывают виды ликвидности и как рассчитать их коэффициент, рассмотрим факторы, влияющие на этот показатель, а также роль ликвидности для инвестора.

Что такое ликвидность простыми словами

Ликвидность – это возможность быстро продать какой-либо актив по рыночной стоимости. Чем быстрее товар удается реализовать, тем более ликвидным он считается.

Чаще всего термин применяют к финансовым инструментам, но он характеризует и любые другие товары.

Например, старый деревенский дом можно продавать годами и в итоге реализовать за копейки, этот товар будет обладать низкой ликвидностью. В то же время «однушка» в областном центре уйдет в считанные недели за ту же цену, что была куплена – товар с высоким спросом и ликвидностью. Хотя изначальная стоимость покупки обоих объектов может быть одинаковой.

Самым ликвидным инструментом являются деньги, так как они легко обмениваются на любой другой товар по своей номинальной стоимости.

По степени ликвидности активы можно разделить на несколько категорий (деление весьма условно):

  • Высоколиквидные – деньги, торгуемые на бирже акции и облигации, золото;
  • Среднеликвидные – готовые товары широкого потребления (техника, одежда), то что точно можно продать, но требуется некоторое время.
  • Низколиквидные – недвижимость, промышленное оборудование, незавершенное строительство, земельные участки, одежда и техника премиум сегмента.
  • Неликвидные – предметы роскоши и искусства.

Ликвидность на отдельные товары различается и внутри представленных групп.

Далее в статье в основном мы будем рассматривать финансовые активы.

Ликвидность предприятия

Оценка ликвидности предприятий проводится рейтинговыми агентствами и другими финансовыми организациями для определения кредитных рейтингов и принятия решений о выдаче кредитов.

Ликвидность компании определяется соотношением долговых обязательств к ликвидным активам. Другими словами, оценивается насколько платежеспособна организация.

Ликвидные активы – это средства предприятия, которые можно преобразовать в деньги и использовать для погашения задолженностей. К ним относят денежные средства в кассе и на счетах, быстрореализуемые оборотные средства, ценные бумаги, котируемые на бирже и так далее.

В конце статьи приведены конкретные формулы для расчетов.

Активы предприятия делят на оборотные и внеоборотные.

  • Оборотные – в основном это деньги (в широком смысле), сырье и материалы, то есть то, что быстро преобразуется в конечную продукцию и «живые» деньги.
  • Внеоборотные – имущество (недвижимость, оборудование), патенты, долгосрочные вклады (которые нельзя быстро вернуть).

Оборотные активы являются более ликвидными.

Для нефтеперерабатывающего завода в качестве оборотных активов выступит нефть, для хлебопекарни – мука, дрожжи и т.д.

Если взять в качестве примера предприятия банк, то мы увидим, что при оценке его ликвидности в качестве оборотных активов выступают деньги, акции и облигации, а вот выданные кредиты, несмотря на то, что являются одним из основных «товаров», являются внеоборотными, так как не могут быстро вернуться.

Отдельным термином выделяют ликвидность банка – это его способность выполнить обязательства перед клиентами (вкладчики, кредиторы, инвесторы) в короткие сроки.

Также, как и любое предприятие, банк обладает оборотными (деньги, акции, облигации) и внеоборотными активами. Негативно на ликвидности банка сказывается большое количество выданных кредитов.

Ликвидность акций, облигаций и других активов на бирже

Ликвидность ценных бумаг – это возможность быстро их продать по цене максимально приближенной к рыночной. Ценные бумаги подразделяют на высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные.

Первая категория – это так называемые «Голубые фишки», обычно являющиеся системообразующими предприятиями, деятельность которых влияет на всю экономику государств. Последняя – это внебиржевые ценные бумаги, имеющие ограниченный круг обращения.

Как оценить ликвидность частному инвестору

Для научной оценки существуют специальные методики и формулы, но обычному человеку, планирующему вложить средства в акции или облигации на бирже для оценки ликвидности достаточно посмотреть на два показателя:

  1. Разницу между лучшей ценой покупки и лучшей ценой продажи в торговом «стакане» (таблица со списком заявок на покупку/продажу) – она называется спрэд. Спрэд ценных бумаг с высокой ликвидностью редко превышает десятую долю процента от цены актива, спрэд у низколиквидных акций может достигать десятков процентов. Например, покупка/продажа = 100/105 – это спрэд 5%, а 100/100.1 – это спрэд 0.1%. Легко понять, что в первом случае купить и тут же продать можно с убытком в 5%, а во втором варианте потеряется только 0.1%.
  2. Объем торгов – характеризует количество сделок, совершенных в определенный промежуток времени, может измеряться в деньгах или количестве ценных бумаг. Чем чаще проходят сделки, тем больше шансов быстро продать актив, а значит – выше его ликвидность.

Факторы, влияющие на ликвидность ценных бумаг

Как оценить ликвидность мы посмотрели выше, теперь давайте разберемся в том, что является причиной разной ликвидности у разных активов.

  1. Стоимость одного лота. Лот – это минимальный объем ценных бумаг доступный к покупке. Например, одна акция ВТБ стоит 5 копеек, но минимальный лот – 1000 акций, то есть, примерно 500 рублей. Чем ниже стоимость лота, тем больше потенциальных инвесторов может принять участие в торгах бумагой. Согласитесь, купить за 500 рублей лот ВТБ может каждый, а вот заплатить 150 тысяч рублей за акцию Транснефти по карману не всем. Высокая стоимость лота приводит к снижению ликвидности.
  2. Популярность, размер и стабильность компании. Крупные компании с открытой отчетностью и стабильной бизнес моделью привлекают больше внимания как частных, так и крупных институциональных инвесторов. Каждый начинающий инвестор знает про Сбербанк, Газпром, Ростелеком, Лукойл и другие голубые фишки, поэтому, первыми добавляет их в свой портфель. А чем больше игроков вовлечено в торги, тем чаще проходят сделки – растет ликвидность.
  3. Free-float – количество бумаг, находящихся в свободном обращении. Чем больше акций доступно, тем больше инвесторов одновременно может быть их владельцами. А больше инвесторов = больше желающих купить или продать. Это также ведет к увеличению ликвидности.

Что такое ликвидность денег

Мы уже отмечали выше, что деньги – это наиболее ликвидный товар. Но валют разных много, и они отличаются по степени ликвидности между собой.

Если говорить о внутренних рынках государств, то на них национальные валюты, как правило, обладают абсолютной ликвидностью, то есть, можно купить по номиналу всё что угодно и когда угодно.

Но бывают ситуации, когда данное правило нарушается. Например, при серьезных проблемах в экономике деньги теряют свою покупательскую способность, а кризис может привести к существенной потере ликвидности валюты. Например, в 90-е годы все постсоветские республики повально перешли на доллары, и за национальные деньги многие товары купить было невозможно – все рынки работали в долларах.

На текущий момент наибольшей ликвидностью обладают доллары и евро, их можно купить или продать в любой точке мира с минимальными потерями.

В первую очередь на ликвидность денег влияет устойчивость экономики государства и уже следом идут политическая обстановка, объем денежной массы в обращении и т.д.

Виды ликвидности и их коэффициенты

Для расчета ликвидности существуют специальные коэффициенты и формулы. Более того, в точных расчетах её подразделяют на быструю, текущую и абсолютную. Используются эти значения для определения кредитных рейтингов. В свою очередь рейтинги используются инвесторами как один из индикаторов надежности компании.

Быстрая ликвидность

Быстрая ликвидность отражает возможности компании рассчитаться с задолженностями за счет высоколиквидных активов в короткий срок при возникновении сложной ситуации. Другими словами, это отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам.

Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по следующей формуле:

Кбл=(Кдз+Кфв+Дс)/КО,

где:

Кбл – коэффициент быстрой ликвидности;

Кдз – дебиторская задолженность;

Дс – средства на счете;

Кфв – краткосрочные вложения;

КО – краткосрочные обязательства.

Если коэффициент больше или равен 1, то компания считается стабильной.

Текущая ликвидность

Текущая ликвидность (коэффициент покрытия) отражает как предприятие может погашать текущие обязательства за счет оборотных активов. Иными словами, это отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по следующей формуле:

Ктл=ОА/КО,

где:

Ктл – коэффициент текущей ликвидности;

ОА – оборотные активы;

КО – краткосрочные обязательства.

Идеальный показатель текущей ликвидности равен 2. Если коэффициент ниже 1,5, значит компания не в состоянии оплачивать все счета вовремя.

Абсолютная ликвидность

Абсолютная ликвидность отражает тот объем текущих обязательств, которые может покрыть предприятие за счет денежных средств компании и краткосрочных вложений. Другими совами это отношение оборотных активов, которые можно продать сразу, к краткосрочным обязательствам.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по следующей формуле:

Кал=(Дс+Кфв)/КО,

где:

Кал – коэффициент абсолютной ликвидности;

Дс – средства на счете;

Кфв – краткосрочные вложения;

КО – краткосрочные обязательства.

Нормальным считается коэффициент 0,2 и выше.

Резюме

Ликвидность показывает инвестору как быстро он сможет извлечь деньги из купленного актива без потери стоимости.

Если деньги могут понадобиться быстро, лучше выбирать инструменты с высокой ликвидностью (минимальным спрэдом), хотя это и не единственный показатель для выбора актива.

Чаще всего понятие ликвидности используется в финансовой сфере, но оно присуще любым товарам и стоит о нем помнить, например, при покупке недвижимости или автомобиля.