Понятие «оферта» часто встречается в нашей жизни и на слуху у каждого. Предлагаю разобраться, что это такое, когда оферта становится договором, какие виды оферт существуют, что в ней прописывают, когда её можно изменить или отменить и что не является офертой.

что такое оферта

Содержание:

  1. Что такое оферта
  2. Виды оферты
  3. Как составить оферту
  4. Что не является офертой
  5. Когда можно изменить или отменить оферту

Что такое оферта

Оферта (лат. offero — предлагаю) – это предложение заключить договор, в котором указаны все существенные условия сделки.

Использовать словосочетание «договор оферты» — ошибка, так как это разные понятия. Оферта лишь предлагает заключить договор, но не является им.

Примеры оферты:

  • раздел на сайте интернет магазина, где прописаны условия заказа, оплаты, доставки и возврата товаров;
  • товар и ценник к нему в магазине;
  • прайс с ценами на медицинские услуги;
  • электронное письмо на почте с выгодным предложением.

Существует две формы оферты:

  • Устная – используется для сделок между физическими лицами и на сумму меньше 10000 рублей.
  • Письменная – используется для сделок юридическими лицами между собой или с физическими лицами.

Оферта становится договором в момент, когда клиент принимает выдвинутые условия – акцептует её.

Акцепт (лат. acceptus — принятый) – это ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Что является акцептом обычно прописано в оферте.

Примеры акцепта:

  • поставленная галочка «принимаю условия оферты» на сайте;
  • запись на процедуру в медицинском центре;
  • внесение полной или частичной оплаты за товар или услугу – встречается наиболее часто;
  • оформление заказа в интернет магазине и так далее.

Существует также понятие счет-оферта – это оферта, которая включает в себя счет на оплату, используется чаще для сделок на небольшие суммы. В этой оферте прописаны названия товаров и услуг, их количество, стоимость, реквизиты и условия сотрудничества.

Виды оферты

Оферту подразделяют на четыре вида.

Публичная оферта – универсальное предложение, которое доступно неопределенному количеству лиц. Например, ценники в магазине: вам обязаны пробить товар по указанной на витрине цене, при этом отказ в продаже не законен.

Твердая оферта – предложение, которое направлено одному потенциальному клиенту. В этой оферте указывается срок, в течение которого продавец связан обязательством продажи. Сделка завершена, если покупатель дает свое согласие в указанный срок.

Свободная оферта – предложение, направленное нескольким клиентам, целью которого является изучение рынка. Это предложение не имеет четких цен и срока действия. Клиент, который готов приобрести товар, отправляет продавцу твердую оферту, где указана цена, сроки доставки и другие условия. Продавец может принять условия покупателя или отказаться.

Безотзывная оферта, или закрытая оферта – предложение, которое направлено конкретным лицам и которое невозможно отменить. Этот вид оферты часто используется на рынке ценных бумаг. Например, когда компания-эмитент делает предложение своим акционерам о выкупе акций по заранее установленной цене. В этом случае оферта действует пока все ценные бумаги не будут выкуплены.

Как составить оферту

Нет четких правил о том, как должна выглядеть оферта. Обычно в ней присутствуют следующие пункты:

  • описание компании (название, реквизиты);
  • описание товаров и услуг;
  • цены на товары и услуги;
  • сроки выполнения;
  • условия оформления заказа;
  • условия доставки;
  • условия расторжения договора и так далее.

Это примерный список того, что может быть прописано в оферте. В зависимости от сферы деятельности он может сокращаться или пополняться. Укажите в оферте все спорные моменты, это поможет урегулировать неприятные ситуации в будущем и обезопасить вас.

Также не стоит сыпать изобилием терминов, чем проще и доступнее текст, тем лучше. Оферта составляется для обычных людей.

Что не является офертой

Наверняка при просмотре рекламы вы часто видели фразу «не является публичной офертой», так ли это?

Реклама действительно не является публичной офертой, но и фраза выше не обладает юридической силой.

Реклама не считается офертой до тех пор, пока в ней не указаны все условия сделки. Например, «чайники за 100 рублей, заходи, покупай!» — не оферта, в приложении не указаны какие конкретно чайники. При этом «чайник филипс такой-то модели за 100 рублей, заходи, покупай!» уже оферта, даже если будет присутствовать фраза «не является публичной офертой».

Поэтому в рекламных предложениях часто цену пишут с приставкой «от», а также добавляют, что с полными условиями акции можно ознакомиться на сайте или у консультантов. В этом случае реклама не будет расцениваться как публичная оферта.

Когда можно изменить или отменить оферту

Изменить или отменить оферту можно только до акцепта. После акцепта придется разрывать договор по общим правилам или по условиям расторжения, которые были прописаны в оферте.

Пример. Вы изготавливаете столы и решили поднять цены, при этом в работе есть один заказ. Этот заказ вы должны отдать по старой цене, потому что был акцепт, или можете расторгнуть договор с клиентом по оговоренным условиям, например, вернув предоплату. Новая же цена будет действовать на последующие заказы.

Также магазины могут изменить условия оферты только в случае, если ценник или товар убраны с витрины. Если же товар лежит на полке и ценник старый, то на кассе вам не имеют права пробивать по другой цене, так как взяв товар с полки вы согласились с условиями оферты.