Привет, читатели BiznesSystem.ru. В предыдущей статье я рассказал об IPO — первичном публичном размещении акций на бирже. Логичным продолжением будет разбор термина SPO — что это такое, зачем компании его проводят, чем это выгодно инвесторам и с какими рисками они могут столкнуться.

Что такое SPO

Содержание:

  1. Что такое SPO простыми словами
  2. Зачем компании проводят SPO
  3. Плюсы и минусы SPO для инвестора

Что такое SPO простыми словами

SPO (Secondary Public Offering) – вторичное публичное размещение ценных бумаг на бирже. К SPO относится продажа акций, которыми компания владела до приобретения публичного статуса. Они могут принадлежать владельцам компании, соучредителям, венчурным фондам, государству и так далее.

Если говорить простыми словами, то SPO – это «выброс» на рынок пакета акций компании, который ранее принадлежал крупному инвестору (самой компании, учредителю, фонду) и не находился в свободном обращении. После SPO акции из этого пакета могут свободно покупать и продавать все желающие.

Не стоит путать понятия «вторичное» и «повторное» размещение. Повторное размещение (допэмиссия) — означает дополнительный выпуск ценных бумаг. При вторичном размещении общее количество акций предприятия не изменяется, а лишь происходит их перераспределение (смена владельца).

При SPO увеличивается количество ценных бумаг в свободном обращении (повышается коэффициент free-float), расширяется круг акционеров, что положительно влияет на ликвидность компании.

При увеличении коэффициента free-float у предприятия повышается шанс попасть в популярные индексы, что привлечет институциональных инвесторов (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, банки). Спрос среди крупных инвесторов поспособствует увеличению котировок.

Денежные средства от IPO переходят в капитал компании. Прибыль от SPO обогащает владельца ценных бумаг, продающего свой пакет акций.

Зачем компании проводят SPO

Причин для проведения SPO может быть несколько.

  1. Желание владельцев и учредителей предприятия получить прибыль от продажи доли в компании.
  2. Желание акционера выйти из числа совладельцев.
  3. Для привлечения финансирования, которое можно будет направить на развитие компании, поглощение других предприятий или на открытие нового бизнеса.

Плюсы проведения SPO для компании:

  • повышение ликвидности предприятия;
  • повышение интереса крупных инвесторов к компании;
  • снижение волатильности (отклонения цены ценных бумаг за промежуток времени от ценового уровня или основного направления рынка, рассчитывается в процентах от цены актива).

Плюсы и минусы SPO для инвестора

Принять участие в процедуре может любой инвестор, при этом, SPO для инвестора имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительные моменты:Риски, связанные с участием в SPO:
  1. Владельцы акций, чтобы подогреть интерес к ценным бумагам и повысить на них спрос, продают их с дисконтом. Размер дисконта зависит от того насколько быстро акционер хочет продать акции. В этом случае инвестор может приобрести активы с большой скидкой.
  2. При увеличении биржевого индекса компании, интерес к акциям возрастает, их цена растет. Инвестор может заработать на спекулятивных операциях.
  1. У продажи активов всегда есть причина и, возможно, владельцы компании знают, что потенциал развития их предприятия исчерпан. В этом случае цель акционеров зафиксировать прибыль, инвесторы же при покупке этих ценных бумаг могут потерпеть убытки.
  2. Значительная разница между рыночной ценой и ценой акций с дисконтом, предлагаемой акционерами, может насторожить крупных инвесторов (что вытекает из предыдущего пункта) и они могут начать продавать свои ценные бумаги, что, вероятнее всего, приведет к обвалу котировок.

В целом, SPO – это событие для продавцов крупных пакетов, для частного инвестора оно может представлять лишь спекулятивный интерес.