Привет, читатели BiznesSystem.ru. В предыдущей статье я рассказал об IPO — первичном публичном размещении акций на бирже. Логичным продолжением будет разбор термина SPO — что это такое, зачем компании его проводят, чем это выгодно инвесторам и с какими рисками они могут столкнуться.
Содержание:
Что такое SPO простыми словами
SPO (Secondary Public Offering) – вторичное публичное размещение ценных бумаг на бирже. К SPO относится продажа акций, которыми компания владела до приобретения публичного статуса. Они могут принадлежать владельцам компании, соучредителям, венчурным фондам, государству и так далее.
Если говорить простыми словами, то SPO – это «выброс» на рынок пакета акций компании, который ранее принадлежал крупному инвестору (самой компании, учредителю, фонду) и не находился в свободном обращении. После SPO акции из этого пакета могут свободно покупать и продавать все желающие.
Не стоит путать понятия «вторичное» и «повторное» размещение. Повторное размещение (допэмиссия) — означает дополнительный выпуск ценных бумаг. При вторичном размещении общее количество акций предприятия не изменяется, а лишь происходит их перераспределение (смена владельца).
При SPO увеличивается количество ценных бумаг в свободном обращении (повышается коэффициент free-float), расширяется круг акционеров, что положительно влияет на ликвидность компании.
При увеличении коэффициента free-float у предприятия повышается шанс попасть в популярные индексы, что привлечет институциональных инвесторов (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, банки). Спрос среди крупных инвесторов поспособствует увеличению котировок.
Денежные средства от IPO переходят в капитал компании. Прибыль от SPO обогащает владельца ценных бумаг, продающего свой пакет акций.
Зачем компании проводят SPO
Причин для проведения SPO может быть несколько.
- Желание владельцев и учредителей предприятия получить прибыль от продажи доли в компании.
- Желание акционера выйти из числа совладельцев.
- Для привлечения финансирования, которое можно будет направить на развитие компании, поглощение других предприятий или на открытие нового бизнеса.
Плюсы проведения SPO для компании:
- повышение ликвидности предприятия;
- повышение интереса крупных инвесторов к компании;
- снижение волатильности (отклонения цены ценных бумаг за промежуток времени от ценового уровня или основного направления рынка, рассчитывается в процентах от цены актива).
Плюсы и минусы SPO для инвестора
Принять участие в процедуре может любой инвестор, при этом, SPO для инвестора имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительные моменты: | Риски, связанные с участием в SPO: |
|
|
В целом, SPO – это событие для продавцов крупных пакетов, для частного инвестора оно может представлять лишь спекулятивный интерес.