Как известно, под словом МЛМ (многоуровневый маркетинг) подразумевается комплекс мероприятий направленных на то, чтобы производители товаров нашли клиентов для тех продуктов, товаров и услуг, которые они производят. Целый научные труды написаны по теме маркетинга, в крупных компаниях целые штаты специально обученных людей занимаются этими вопросами, для повышения эффективности бизнеса.

multi-level-marketing

Особенно актуален стал маркетинг в тот момент, когда наш мир сделал шаг из индустриального века к веку информационному. Времена дефицита, когда чего-то не хватало прошли и сейчас любой товар или услуга могут быть заменены на аналоги. с была названа МЛМ.

Почему сетевой маркетинг был назван именно так? Все очень просто, принцип работы данной схемы строится на том, что компания создает для себя сеть лояльных клиентов, которые с высокой долей вероятности отдадут свое предпочтение именно ее продуктам. И это еще не все, каждый клиент этой сети одновременно является официальным представителем и входит в так называемый “отдел сбыта”.

Каждый участник сети, одновременно имеет возможность рекомендовать те товары, которыми он пользуется, получая за это деньги от производителя. Но, в отличие от продавцов, когда люди получают зарплату, дистрибьюторы МЛМ компаний не имеют гарантированных доходов, они сотрудничают с производителем на основе партнерских отношений. В многоуровневом маркетинге люди получают деньги не за работу, а за результат (реально проданные товары или услуги)! А это уже настоящий бизнес.

Чем выгодна схема МЛМ для производителя?

Выгода МЛМ для производителя заключается в том, что нет необходимости затрачивать огромные суммы денег на рекламу и раскрутку брэнда, особенно это актуально, когда компания еще молодая и стеснена в средствах. Вместо затрат на рекламу весь бюджет можно потратить на развитие продуктов и услуг. Ну и кроме того, стирается очень много границ, так как дистрибьюторы МЛМ компаний способны нести информацию, отзывы и продажи в самые дальние регионы и страны.

Чем полезен МЛМ для людей?

Для простых дистрибьюторов схема МЛМ позволяет начать предпринимательскую деятельность с сумм в несколько сотен долларов, что в десятки и сотни раз меньше, чем во всех остальных отраслях. Причем, МЛМ это реальный бизнес с нуля, так как он не требователен к уровню навыков и знаний новоиспеченного предпринимателя. Наоборот, МЛМ это школа, в которой можно бесплатно приобрести все навыки бизнесмена.

В отличие от всех остальных видов бизнеса МЛМ – это единственный бизнес, в котором нет места конкуренции, зато есть поддержка наставников. Хотя дистрибьютор и развивает свой собственный бизнес, в его результатах заинтересованы многие другие люди, которые будут прикладывать все усилия для того, чтобы помочь. Причем, эти люди имеют практический опыт.

На что похож МЛМ?

В мире существуют еще несколько схем маркетинга, очень похожих на Multi Level Marketing – это франчайзинг и партнерские программы. Франчайзинг – это право использования торговой марки и схем бизнеса, которое выдает одна компания другой. Наиболее известна франчайзинговая схема компании Макдональдс. Партнерские программы – это схемы в которых производитель отдает часть дохода тем, по чьей рекомендации был продан его товар.

Принципиально партнерские программы от МЛМ отличаются тем, что ограничено количество уровней для получения дохода и отсутствующая в связи с этим поддержка вышестоящих наставников.

МЛМ лохотрон и пирамида?

Такое мнение существует в кругах людей, далеких от бизнеса. В первую очередь, многие напуганы своими воспоминаниями о временах МММ, когда, торгуя воздухом, пирамиды выкачивали деньги из населения.

В пирамиды МЛМ превращается тогда, когда дистрибьюторы приходят не на товары и услуги, а лишь для того, чтобы заниматься продажами. При этом они не видят ценности в продукте, в результате чего не могут донести ее до новых членов команды, развивается волна роста, основанная на желании быстро заработать, а не на предоставлении чего-то ценного людям.

Из-за любителей халявы в пирамиду может превратиться любая МЛМ компания, в связи с чем большинство компаний вводят обязательные продажи товаров и услуг для получения вознаграждения, чтобы дистрибьюторы сами пользовались тем, что продают.

Что сегодня продается через МЛМ?

Изначально сетевой маркетинг использовали компании, занимающиеся производством биологически активных добавок (родоначальник компания Nutrilite), затем в эту индустрию пришли товары для здоровья и бытовая химия. Но в последние годы МЛМ затронул практически все отрасли – сотовую связь, электронику, обучение и т.д. Многие компании комбинируют несколько направлений деятельности, превращаясь в некие гипермаркеты, удовлетворяющие через многоуровневую схему многие потребности людей.

Наиболее известные МЛМ компании

В мире существуют десятки тысяч различных компаний сетевого маркетинга. Как уже было сказано выше, родоначальник МЛМ компания Nutrilite, она существует до сих пор, только в составе компании Amway, она известна по всему миру. В России серьезную долю рынка занимают такие известные компании как Oriflame, Mary Kay, Avon, Agel, Эдельстар и многие другие.

Достоинства известных компаний сетевого маркетинга в том, что их знают и о них говорят, поэтому нет необходимости доказывать качество имени, но есть в этом и обратная сторона. В плане создания бизнеса, сотрудничество в монстрами МЛМ бизнеса для новых дистрибьюторов не лучший вариант, так как рынок перенасыщен и очень сложно найти новых клиентов и предпринимателей в свою команду. Более перспективны те направления, в которых еще нет конкуренции.

МЛМ в Интернете

Со времен появления Интернета многие дистрибьюторы смотрели на него с надеждой, но до 2008 года реально использовать этот инструмент и развивать сетевой маркетинг в Интернете могли единицы. Настоящий прорыв на Российском рынке произошел с приходом компании, продвигающей онлайн образование МЛМ методом. Это была Международная Школа Инвестиций и Финансов (ISIF), продвигающая образовательные услуги через Интернет. В качестве продукта школа ISIF предоставляет онлайн обучение по различным направлениям, традиционно применяемым другими бизнес школами для предпринимателей, а также свои собственный разработки.

На западе такая форма обучения существует уже давно, но в России это было новинкой. Специфика продукта наложила серьезны отпечаток на работу всех дистрибьюторов. Мощное обучение по развитию бизнеса в Интернете, которое ISIF предоставила своим дистрибьюторам, в том числе эффективное использование рекламных возможностей сети, позволило им быстро захватить сеть. Благодаря такому мощному росту уже спустя два года в сеть ISIF для распространения предоставили свои товары такие компании и мировые брэнды как Робин Шарма, Джон Уитмор, Университет Каплан, компания Роберта Кийосаки Rich Dad, мировой лидер в области электронных обучающих курсов компания SkillSoft.

После этого в Интернет стали подтягиваться и дистрибьюторы других МЛМ компаний. В результате, за 2 года количество предложений МЛМ бизнеса в Интернете выросло в сотни раз.

Тенденции развития МЛМ бизнеса

История показывает, что многоуровневый маркетинг продолжает набирать обороты с каждым годом, ускоряясь в кризисные времена, когда доходы большинства компаний падают. На мой взгляд – это показывает на то, что данный тренд очень силен и развитие МЛМ индустрии продолжится еще не один десяток лет.