Один из быстрых и эффективных методов решения любых задач, которые применяются в настоящее время, это метод мозгового штурма. Это активная дискуссия, в которой каждый участник предлагает способы решения определенной проблемы.

Метод "мозговой штурм"

В этой статье вы узнаете, что такое мозговой штурм, на какие этапы он делится, правила, методики и основные ошибки его проведения.

Содержание:

  1. Что такое мозговой штурм?
    1. Достоинства метода.
    2. Недостатки метода.
  2. Этапы проведения мозгового штурма.
  3. Методики проведения мозгового штурма:
  4. Правила использования метода мозгового штурма.
  5. Основные ошибки проведения мозгового штурма.
  6. Резюме.

Что такое мозговой штурм

Метод был создан Алексом Ф. Осборном, основателем крупного рекламного агентства BBD&O, в конце 30-х годов. А. Осборн заметил, что не все сотрудники могут выдавать большое количество идей для разных кампаний, а также, что есть сотрудники, которые легко генерируют идеи, а есть те, кто лучше анализируют информацию. На основании этих наблюдений и был разработан метод мозгового штурма.

Мозговой штурм, или мозговая атака (англ. Brainstorming) – это оперативный метод решения задач, при котором один человек или группа генерируют максимальное количество идей, от самых простых до нереальных. После этого из предложенных вариантов выбираются наиболее подходящие, которые можно применить на практике.

Пример применения метода можно увидеть в таких ТВ-передачах как «Что? Где? Когда?» и «100 к 1», во второй передаче присутствует как личный мозговой штурм, так и командный.

Пример мозгового штурма - Что? Где? Когда?

Как у любого метода, у мозгового штурма есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства метода

  1. Так как все участники имеют разный опыт и взгляд на поставленную задачу, это позволяет взглянуть на проблему под разными углами и решить её наиболее эффективно.
  2. Развивается творческий потенциал, метод позволяет использовать фантазию по максимуму, так как принимаются даже самые невероятные идеи.
  3. Способствует улучшению взаимоотношений в коллективе, так как мозговая атака проводится в дружеской непринужденной обстановке и исключает критику.
  4. Брейнсторминг не требует специальной подготовки и оборудования, его используют даже в детских садах.

Недостатки метода

  1. Если собрана слишком большая группа, то могут появиться участники, которые будут молча отсиживаться, что снизит эффективность мозговой атаки.
  2. Когда команда развивает удачную идею, кто-то может сбить ход мыслей выдвинув новое предложение. К сожалению, метод не позволяет контролировать мышление всех участников.
  3. Если группа состоит из малознакомых людей, то могут возникать психологические блоки, которые будут мешать свободному выражению мыслей.
  4. Поскольку членам команды приходится одновременно слушать говорящего, делать записи и обдумывать свои идеи, это не лучшим образом отражается на эффективности.

Этапы проведения мозгового штурма

Выделяют три основных этапа проведения мозгового штурма.

  1. Подготовка и постановка цели. На этом этапе происходит отбор участников и распределение между ними ролей (ведущий, помощники, генераторы идей, критики и т.д.), а также четко формулируется задача, которую необходимо решить.
  2. Генерация идей. Это основной этап мозгового штурма. Обычно за ограниченное время требуется выдвинуть несколько десятков способов решения поставленной задачи.
  3. Анализ идей. На этом этапе проводится оценка всех идей, отсеиваются неудачные варианты и выбираются идеи, которые можно доработать и реализовать.

Важно. Генераторы идей сдерживают свои мысли в присутствии критиков, поэтому для генерации и анализа лучше набирать две разные группы, которые будут работать в разное время.

Методики проведения мозгового штурма

Брейнрайтинг

Брейнрайтинг проводится в полной тишине, суть метода заключается в том, что участникам выдаются листы бумаги, на которые они записывают идеи (1 лист – 1 идея). Затем лист с идеей передается по кругу, и каждый участник должен её дополнить. На все это дается ограниченное количество времени, примерно 20-40 минут. Затем идеи обсуждаются.

Метод подходит для групп, где участники мало знакомы друг с другом и позволяет высказаться каждому.

Мозговой штурм на доске

В помещении ставится специальная доска, на которой записана задача, на неё сотрудники вешают стикеры с идеями. В отличии от обычного мозгового штурма этот метод имеет более широкие временные рамки, доска может стоять весь рабочий день или неделю. Также способ позволяет задействовать большее количество людей.

Когда время вышло, все стикеры сортируются по категориям и анализируются специальной группой.

Обратный мозговой штурм

Суть метода заключается в том, что первоначально придумываются идеи не как решить проблему, а наоборот ухудшить её. Ломать – не строить, поэтому данный процесс обычно проходит легче и веселее.

Затем все предложения рассматриваются наоборот.

Пример.

Задача: привлечь клиентов в магазин.

Как ухудшить: повысить цены на товары.

Возможное решение поставленной задачи: сделать скидку на любимые категории покупателей.

Метод подходит, когда очевидных решений проблемы нет.

Ролевой мозговой штурм

Участники представляют себя кем-то другим, например, потенциальным клиентом (бабушка, ребенок т.д.), максимально входит в образ и генерирует идеи от лица вымышленной личности.

Примеряя на себя новый образ, человек может озвучить мысли, которые обычно не приходят к нему в голову.

Теневой мозговой штурм

При проведении теневого мозгового штурма группа, которая генерирует идеи, делится на две. Первая ведет активную дискуссию как при обычном штурме, вторая молча наблюдает за первой и письменно фиксирует свои мысли и дополнения к озвученным идеям.

Правила использования метода мозгового штурма

Для того чтобы мозговой штурм был эффективным нужно соблюдать определенные правила.

  1. Предварительная подготовка. Задачу штурма нужно огласить минимум за 2-3 дня до проведения мероприятия, чтобы все участники могли подготовиться и к началу штурма иметь в арсенале несколько идей.
  2. Подбор участников. Рекомендуемое количество участников 5-10 человек, лучше если эти люди будут разных профессий и иметь разные взгляды на ситуацию.
  3. Повторение поставленной задачи. Перед началом мозгового штурма следует ещё раз озвучить проблему, которую требуется решить, и убедиться, что все верно её понимают.
  4. Записи. В течении всего мозгового штурма должны вестись записи, фиксировать необходимо абсолютно все идеи, даже самые нелепые. Важно чтобы это делал не только ведущий на специальной доске, но и каждый участник вел свои записи, чтобы ни одна идея не была упущена. Можно дополнительно фиксировать идеи на диктофон.
  5. Отсутствие критики. В процессе генерирования идей не допускается критика, не только словесная, но и скрытая – ухмылки или отрицательные жесты. Участники должны свободно выражать свои мысли, не боясь, что над ними посмеются или раскритикуют.
  6. Максимальное количество идей. Даже если кажется, что решение поставленной задачи найдено, нельзя останавливаться, следует предлагать варианты в течение всего отведенного времени.
  7. Доработка идей. Соединяйте несколько разных идей, додумывайте уже озвученные варианты, так мозговой штурм будет более эффективным.
  8. Визуальное отображение и структурирование идей. Маркерные доски и флэш-панели являются обязательным атрибутом для проведения результативной мозговой атаки. Также идеи лучше сразу делить на категории.
  9. Привлечение дополнительных участников. Если не удается достигнуть заданный минимум идей, то привлеките к решению задачи людей со стороны.
  10. Отрицательный результат. Смоделируйте ситуацию, в которой задачу не удалось решить, это поможет придумать новые идеи или психологически подготовить команду к отрицательному результату.
  11. Подходящее помещение. Мозговой штурм проводится в нейтральном помещении, которое не вызывает негативных ассоциаций. Комната должна проветриваться, хорошо если в ней есть круглый или овальный стол, чтобы участники хорошо друг друга видели.
  12. Ведущий. Половина успеха мозгового штурма зависит от ведущего. Он должен соблюдать нейтралитет, уметь разряжать обстановку и в случае, если участники отклонились от темы, вернуть ход мыслей группы в нужное русло. Также ведущий заполняет возникшие паузы, подбадривает и мотивирует участников.

Доска для мозгового штурма

Основные ошибки проведения мозгового штурма

Задача или проблема сформулированы размыто. Группа, которая будет генерировать идеи, должна понимать, какую конкретно проблему требуется решить, поэтому цель должна быть максимально четкой.

Неудачно подобранное помещение. Обстановка не должна давить на участников, например, кабинет руководителя или директора будет плохим выбором. Критерии подходящего помещения описаны выше.

Неправильный порядок выступлений. Члены команды должны выступать в порядке возрастания статуса, иначе может возникнуть эффект, при котором участники просто согласятся с руководителем и будут бояться высказывать свое мнение.

Совмещение совещания и проведения мозгового штурма. Мозговой штурм можно сравнить с игрой, где царит непринужденная, отчасти неформальная обстановка, которая не может сочетаться с атмосферой совещания.

Однотипные члены группы. Мозговой штурм будет эффективным, если в команде будут присутствовать люди из разных сфер деятельности и с разными взглядами.

Отсутствие дружественной обстановки. Метод мозгового штурма заключается в том, что идеи должны высказываться легко и свободно, если в группе находятся скептически настроенные участники, то мероприятие не будет удачным.

Резюме

Мозговой штурм – это доступный и эффективный метод поиска решения различных задач, не теряющий своей актуальности. Он позволяет раскрыть творческий потенциал сотрудников, а при соблюдении всех правил выдать максимальное количество идей за короткий промежуток времени.